12 августа 2014

На сайте "Эха Москвы" перепечатана статья блоггера по теме охраны всемирного наследия в России


Постоянное представительство России при ЮНЕСКО официально уведомляет читателей о недостоверности ряда положений в статье Андрея Трофимова, опубликованной в его блогге "Альтернативная газета" 10 августа с.г. и перепечатанной редакцией радио "Эхо Москвы" 11 августа с.г.


1. Российская Федерация якобы исключена из состава Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.


Россия дважды входила в состав данного Комитета: в  2001 - 2005 гг. и в 2009 - 2013 гг. 


В 2013 г. окончился очередной 4-летний срок ее полномочий, в связи с чем она вышла из числа 21 страны-члена КВН.   


Таким образом, выход России из состава КВН никак не связан с "политикой российского департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культруного наследия" Минкультуры России, как это безосновательно преподносится со слов анонимного источника в данном Министерстве.


В соответствии с Руководством об исполнении Конвенции об охране всмирного культурного и природного наследия 1972 г., на которое, в частности ссылается А.Трофимов, повторно избираться в КВН страна может по истечении 4-х лет. 


К слову, в год 40-летия Конвенции 1972 г.  России было предоставлено право председательства и проведения в июне 2012 г. юбилейной 36-й сессии КВН в Санкт-Петербурге, которая, по признанию ЮНЕСКО и участников сессии, была признана образцовой, с точки зрения организациии, за все время проведения КВН.


2. Не выдерживает критики и заявление о том, что "большинство российских объектов номинировано еще в советский период".


В Список всемирного наследия ЮНЕСКО на сегодняшний день включены 27 российских объектов всемирного наследия (включая крымский "Херсонес Таврический"), из которых культурных памятников - 17.  Список российских памятников с указанием года внесения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО опубликован на сайте Центра всемирного наследия этой организации. Судите сами.   


3. Неверно изложена структура федеральных и общественных органов, ответственных за исполнение Россией Конвенции 1972 г.


Более подробно с данной структурой можно ознакомиться на официальных веб-сайтах Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и РНИИ Наследия им. Д.С.Лихачева, которому в мае с.г. присвоен статус базового учреждения для стран СНГ по вопросам всемирного наследия. Полезно также ознакомиться с веб-ресурсами Минкультуры России и Российского комитета всемирного наследия (общественная организация, веб-сайт в стадии разработки).


4. Малоубедительным представляется внезапный вывод о том, что "работа по реализации положений Конвенции в России носит "спонтанный" характер".


Выше указаны ссылки на заинтересованные российские организации, имеющие многолетний опыт деятельности в сфере охраны всемирного наследия.


Сегодня Россия находится на 9 месте в мире по числу культурных и природных памятников, удовлетворяющих всем требованиям ЮНЕСКО как с точки зрения обоснования их выдающейся универсальной ценности, так и состояния сохранности и управления.


Наша страна - регулярный участник сессий Комитета всемирного наследия и Генеральной  ассамблеи государств-участников Конвенции 1972 г., авторитетный член мирового экспертного сообщества, впервые за 40 лет существования Конвенции получившая право председательства на 36-й сессии Комитета всемирного наследия. В материалах 37-й и 38-й сессии отмечались значительные успехи в организации в России сохранности ряда памятников из Списка ЮНЕСКО (Ферапонтов монастырь, Исторический центр Санкт-Петербурга и др.).


В этой связи трудно понять логику  А.Трофимова, видящего в соответствующей деятельности спонтанный характер.


5. Перевод руководящих документов ЮНЕСКО сделан повторно якобы потому, что он "не устраивает чиновников" Минкультуры России... 


Последний официальный перевод Руководства об исполнении Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия выполнен ЮНЕСКО в 2005 г. За истекшие 9 лет страны-члены неоднократно изменяли и дополняли данный подзаконный акт, в том числе в 2012 и 2013 гг. Совершенно очевидно, что широкий круг российских экспертов, ученых и ответственных за сохранность объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в стране просто обязан иметь актуализированную версию основополагающих документов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Странно, что это может вызывать нарекания, особенно, если принять во внимание весьма объемный характер данного многостраничного документа.  


Увы, имеются и другие неточности и несоответствия...


 


Выражаем надежду, что данные разъяснения помогут читателям лучше разобраться в вопросах сотрудничества России с ЮНЕСКО в сфере  охраны культурных и природных памятников выдающегося универсального значения и снимут возможные необоснованные тревоги и сомнения.